Как выглядел начальник придорожной гостиницы в XIX веке

Начальник почтового отделения, придорожной гостиницы и автобусной станции — а раньше всего лишь станционный смотритель. Человек, который сейчас мог бы иметь неплохой доход с придорожного бизнеса, в XIX веке был самым презираемым чиновником в России.

Как мы выяснили, путь от Петербурга до Москвы занимал пять-шесть суток. Нужно было и поспать, и сменить лошадей. Все это можно было сделать на почтовой станции. Важность этого заведения для страны была невероятной. Однако Александр Пушкин называл станционного смотрителя «сущим мучеником».

«Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?.. Боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему две последние тройки, в том числе курьерскую. ... Чрез пять минут — колокольчик!.. и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную!» — пишет Пушкин в начале своей повести «Станционный смотритель».

На почтовой станции были большие комнаты (чистая половина) для путешествующих, широкий двор с колодцем и навесом для лошадей и экипажей, конюшня. Станции выполняли функцию мотелей и даже, скажем так, автобусной станции.
Доход почтовой станции складывался из платы проезжающих за прогоны (12 копеек за 10 верст), продажи еды и спиртных напитков, размещения на ночлег. Однако все блага от такого «бизнеса» смотрителю не доставались. ! Он оставался чиновником, причем низшим из возможных, коллежским регистратором — чином 14-го класса в табели о рангах. Такой человек имел право на личное, но не на потомственное дворянство и был защищен от побоев. Лесков называл коллежских регистраторов фразой «не бей меня в морду». Оклад коллежскому регистратору из государственного казначейства составлял 215 рублей в год. Для сравнения, учителя гимназий имели в конце XIX века до 1 тысячи рублей в год.

К 1810 году на службе Главного почтового управления состояло 2649 почтальонов и станционных смотрителей. В 1897 почтовых станций было уже 4028, лошадей на них — 33 836, а почтосодержателей — 9530.

Сейчас станционный смотритель мог бы быть управляющим гостиницей и зарабатывать в провинции от 40 тысяч рублей .

Сергей и Анна Гурьяновы