Сколько времени занимала дорога из Петербурга в Москву в XIX веке

«Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка» — романтично звучит, но ехать пять суток в кибитке по проселочной дороге романтика та еще.

В XIX веке появилась тройка лошадей с колокольчиками, символ русских дорог до появления автомобилей. Использовались они на почтовых трактах. На трактах были устроены почтовые станции, именно там были станционные смотрители, «сущий мученик четырнадцатого класса», — пишет Пушкин об этой должности.

Станционный смотритель — сложная должность, но и путешествие тогда было не легче. Нужно было ехать много часов, на следующей станции пересесть на других лошадей. Дорогу могла серьезно удлинить непогода. Грязь на проселочной дороге — испытание и для современных автомобилей, а нормальное шоссе между Петербургом и Москвой появилось только в 1834. Один показательный факт — первая почтовая станция на пути из Москвы называлась «Черные грязи». До введения шоссе в эксплуатацию дорога из столицы прошлой в столицу нынешнюю занимала примерно пять-шесть суток. После появления шоссе можно было «домчаться» за четверо суток.

И это еще очень быстро, потому что к ямщикам-то претензий не было. «Русские ямщики везут крайне быстро, почти все время лошади несутся вскачь. Постоянно рискуешь сломать экипаж и опрокинуться, и приходится угрожать им для того, чтобы заставить их ехать медленнее», — писал аббат Жан Франсуа Жоржель в «Путешествии в Петербург в царствование императора Павла I». Путешествовал он, кстати, с декабря по май. Зимой по санному пути можно было ехать до 12 верст в час, тогда как осенью — восемь верст в час. Сейчас на велосипеде — быстрее.

Вот пассажирские поезда в России появились в том же 19 веке, конкретно между Москвой и Петербургом в 1851 году. Путешествие на нем занимало около 20 часов.

Сейчас «Сапсан» едет 3 часа 50 минут. Обычный поезд — восемь-десять часов. Если бы «Квартет И» снимал свой фильм «О чем говорят мужчины. Продолжение» о XIX веке, времени поговорить у четверых мужчин было бы значительно больше.

Сергей и Анна Гурьяновы