Как в XIX веке выглядело путешествие на поезде
На шарабане с ветерком
Это сейчас если в вагоне не работает кондиционер, пассажир устраивает скандал. На заре российских железнодорожных перевозок в течение 30 лет не было даже отопления, а людей возили в шарабанах — вагонах без крыши.
В момент появления железной дороги в России — это 1837 год — пассажирские вагоны заказывались в основном для пригородных поездок — рельсы сами себя до Владивостока проложить не могли, поэтому в середине XIX века маршруты были не дальними. Пассажирский вагон того времени — без спальных мест, туалетов и буфетов.
Комфортными считали вагоны-«берлины». В «берлинах» было несколько отделений, рассчитанных на восемь человек, оснащенных четырьмя мягкими креслами с подлокотниками. Вагоны-«дилижансы» были оборудованы мягкими сиденьями-лавочками без подлокотников, на одном могли уместиться пять человек. В отделении сидели уже 10 пассажиров. Самый экстремальный вагон — «шарабан». Это открыты вагон со стенками до половины высоты кузова. Скамейки были уже жесткими, на каждой сидели по шесть человек.
Экономить на пространстве стали уже через год после открытия Царкосельской железной дороги: в августе 1838 года появились вагоны четвертого класса, в которых скамейки вообще убрали. За счет этого там удавалось уместить до 100 человек.
Конечно, в вагонах не было поначалу ни отопления, ни освещения. Только в 40-е годы XIX века закрытые вагоны стали освещать свечами — не самый безопасный способ. Отопление в вагонах ввели только в 1870-м году — печное. В 1872 году его заменили на паровое.
В начале 50-х вагоны четвертого класса упразднили, а третий разделили на два: закрытые кареты и открытые линейки. Вскоре вагоны третьего класса стали самыми массовыми в Российской Империи — именно они стали прообразом нашего знаменитого плацкарта. И, кстати, именно вагоны третьего класса стали красить в зеленый цвет. «Молчали синие и желтые; в зеленых плакали и пели», — это Александр Блок писал в 1910 году про железную дорогу.
В конце XIX века вагоны начали делать в России — на Александровском заводе в Санкт-Петербурге. «Зеленые» могли вместить до 90 человек, вагоны второго класса с мягкими диванами были рассчитаны на 52 места, первого класса — на 28 «дневных» мест или 14 мест для лежания.
Сергей и Анна Гурьяновы